В данный момент у нас читают:

Стратегический коридор: «Север-Юг» для России не только дороги

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что реализация проекта транспортного коридора «Север-Юг» серьезно обсуждалась на трехстороннем саммите в Баку. По словам Алиева, коридор принесет Азербайджану сотни миллионов долларов. Чем проект может быть интересен для России, выясняла «Экономика сегодня».

Стратегический коридор: "Север-Юг" для России не только дороги

В ходе реализации проекта «Север-Юг» будут соединены железные
дороги Азербайджана, Ирана и России

Как сказал Алиев журналистам, учитывая наше географическое расположение, транспорт является той сферой, которая в будущем может принести нам большое количество валюты. Предполагается, что в ходе реализации проекта будут соединены железные дороги Азербайджана, Ирана и России.

Север-Юг для перевозки грузов

«Этот коридор находится в поле интересов нескольких стран. Каждая из них, будь то Россия, Индия, Иран или Азербайджан вкладывает в реализацию проекта свои интересы. В первую очередь, речь о проектах в той части коридора, которая приближена к их территориям. Для Российской Федерации, прежде всего сейчас наиболее интересно транзитное понимание  функционирования коридора «Север-Юг». Как коридора по провозке комбинированных и других грузов из стран Персидского залива в направлении Европы через транспортную систему РФ.

Такое понимание закладывается во все идеи и инициативы по реализации проекта с нашей стороны. Но больше инициативы в этом коридоре принадлежит Индии и Ирану, которые в рамках этой инициативы развивают свои собственные региональные проекты. Вероятно, что «Север-Юг» будет развиваться в дальнейшем не как транзитная ось по перевозке грузов, а как поле, в котором реализуются точечные региональные проекты», — считает транспортный аналитик, старший научный сотрудник ВШЭ Павел Зюзин.

Стратегический коридор: "Север-Юг" для России не только дороги

Об участии в проекте «Север-Юг» уже заявили в РЖД

Среди таких точечных проектов эксперт выделяет развитие новых портовых мощностей в Иране совместно с Индией, иранско-азербайджанское сотрудничество в транспортной сфере по стыкованию коридора через Азербайджан и Грузию с иранской транспортной системой. «Все это находится  в рамках коридора Север-Юг, но, к сожалению, за пределами территории  РФ. Поэтому об объеме грузопотока через транспортную систему России говорить пока преждевременно», — считает Зюзин.

Север-Юг для политического сближения

Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им Г.В.Плеханова Александр Перенджиев считает, что транспортный коридор несет в себе на самом деле несколько функций. «Прежде всего, он создается в целях развития экономики участвующих в проекте стран. Развитие транспортной сети — это всегда узловые вопросы экономики.

Но, кроме того, здесь важен вопрос стратегический, потому что  в данном случае может идти речь о военно-политическом и военном взаимодействии по транспортным магистралям. Страны получают  возможность при необходимости оказывать друг другу поддержку в области военного и гуманитарного сотрудничества. Транспорт и дороги – это экономическая основа для политического сближения», уверен политолог.

Напомним, что первом этапе по коридору «Север-Юг» планируется ежегодно транспортировать 5 млн тонн грузов, далее эта цифра увеличится до 10 млн тонн. Об участии в проекте уже заявили в РЖД.

Андрей Петров

Источник